Предельное совершенство палитры пигментов «жёлтой стены» Вермеера

Марсель Пруст писал о полотне Вермеера: «С тех пор, как я увидел в Гааге „Вид Делфта“, я понял, что я видел самую прекрасную картину в мире». В романе «Пленница» герой «В поисках утраченного времени» Бергот умирает на выставке, любуясь жёлтой стеной на этой картине. Жёлтый как символ Времени.

Ультрамарин в картинах Вермеера можно назвать королем цвета, желтая окись свинца является его королевой.
Терпеливое усердие передачи жёлтого цвета на картинах художника, мастерство колориста, можно оценить по использованию желтой окиси свинца, которую очень сложно гармонизировать с цветом кожи. Хромосвинцовая соль имеет желтый оттенок. Использовалась с XIII до XVIII веков, из-за высокого содержания свинца краска очень ядовита, имеет лимонный оттенок и очень светлая. В картине «Девушка читающая письмо» зеленая занавесь изображена смесью желтой окиси свинца и лазурита. Эта же комбинация повторяется в зеленых ставнях «Улочки». Пример эффекта использования желтой окиси свинца в зеленых тонах «Дамы с весами», «Девушка в красной шляпе» исследователи техники живописи объясняют так: «Подчеркнув более светлое пятно ярко желтым мазком, а не белым или светло голубым, синее платье стало более теплым без изменения насыщения синего тона».
Цвет глубокого жёлтого «Девушка с жемчужной сережкой» даёт резедовая желтая краска. Пигмент получают из цветков старейшего красящего растения в Европе, культивируемого в Нидерландах, благодаря особой прозрачности, подходит для лессировки. Ни одна искусственно созданная краска не способна ее заменить. В смеси с свинцовыми белилами получается яркий теплый светло-желтый цвет.
Желтая охра, природный земляной пигмент, состоит в основном из глины с добавками оксида железа. При смешивании с белилами дает цвет, близкий к тону кожи человека. Вермеер широко использовал охру, в основном при изображении лиц и рук. Цвет в основном зависит от происхождения глины. Светлые оттенки приобретают красный тон при нагревании. Наиболее чистую охру можно найти во Франции и на Кипре. Охру как натуральную краску использовали еще в доисторические времена. Она имеет различные степени прозрачности, некоторые виды ее совсем не прозрачные. Краска непрочная, и не используется как основной цвет, но в сочетании с другими пигментами дает широкий спектр природных тонов. Киноварь или краплак добавляет теплоту оттенку. Чистой охрой написана напольная плитка в «Девушке с бокалом вина», охра есть в картах, так любимых Вермеером, коврах. Желтая охра в смеси с свинцовыми белилами – основной тон берега на переднем плане «Вида Дельта».
Краска индиго имеет очень ясный выраженный желтый оттенок, но на прямом солнечном свету быстро бледнеет. Листья растения Индигофера использовали еще древние греки и римляне методом ферментирования, Марко Поло в XIII веке описал изготовление индиго в Индии растиранием в порошок, современный анилиновый синий имеет ту же химическую структуру и заменил индиго.
В картине «Офицер и смеющаяся девушка» свинцовая жёлтая, лазурит были обнаружены в районе тени от зеленой скатерти под слоем ультрамарина.