Татуировка выглядит черной, поскольку черный пигмент поглощает попадающие на него волны света, то есть — не отражает их нам в глаза.
Когда татуировка только что сделана, она имеет самый насыщенный оттенок черного. Ничто не мешает пигменту поглотить весь свет. Как только татуировка зажила, она все еще черная, но уже не настолько. Степень ее черноты уже во многом зависит от состояния поверхностного слоя кожи — эпидермиса.
Схематично поглощение света черным пигментом выглядит так.
Если у вас есть тату, попробуйте нанести на кожу увлажняющий крем или масло и посмотрите, как изменится насыщенность цвета.
По прошествии лет, пигмент перераспределяется в коже. Часть его опускается глубже, а часть, подвергаясь разрушающему воздействию ультрафиолета и атаке клеток иммунной системы, становится менее «плотной». Иными словами, со временем основная часть пигмента оказывается глубже в дерме, чем вскоре после нанесения.
И тут мы сталкиваемся с эффектом, открытым аж в 19 веке Джоном Тиндалем. Не вдаваясь в скучные подробности, выделим важное для нашего контекста. Теперь, когда основная масса пигмента находится в глубине кожи, свету нужно пройти через неоднородную среду кожу, чтобы оказаться поглощенным, и мы увидели черноту. Но до этого момента часть света, принадлежащего сине-голубому диапазону, успевает рассеяться. Именно этот рассеянный синий наш глаз интерпретирует как «посиневший» пигмент. Остальная же часть спектра добирается до гранул пигмента и не отражается нам обратно.
По мере того, как лазер разрушает все больше пигмента в коже, остаток оказывается все дальше от поверхности. Прослойка чистой кожи растет, растет степень рассеивания. Вместе с этим меняется и наше визуальное восприятие цвета.